РОССИЯ, МОСКВА 2022
Интервью с молодыми предпринимателями
Алексей Образцов, предприниматель
"Не бояться пробовать!!!"
Интервью с Алексеем Образцовым

П: Всем привет! Меня зовут Павел Долгов вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров. Мы реализуем проект "Акселератор молодых предпринимателей" при поддержке комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы за счет средств гранта мэра Москвы. И сегодня наш гость - молодой предприниматель Алексей Образцов. Леша привет!

А: Очень приятно!

П: Расскажи про себя, сколько лет, с чего начал. Про выручку мы, наверное, не будем спрашивать. Сколько людей вообще, какие планы на будущее. Сначала о себе, а потом поговорим, может быть, о каких-то лайфхаках и советах для молодых ребят.

А: Да, супер! Собственно, меня зовут Алексей Образцов. Начал заниматься бизнесом серьезно лет в 19, мы тогда основали вместе с еще двумя партнерами компанию Loyalty Lab. Loyalty Lab – это сервис предиктивной аналитики и персонализации в ретейле. То есть по большому счету мы брали большие данные, которые есть у ретейлеров по транзакциям, анализировали их, смотрели и выявляли какие-то паттерны поведения клиентов и на основании этого делали рекомендации по тому, как с этими клиентам нужно правильно коммуницировать. Например, хочешь как какой-то крупный сетевой магазин повысить маржу – это один тип коммуникации, через одни каналы, соответственно с определенным набором продуктов. Хочешь нарастить объем, чуть другие каналы, другие клиенты, другие продукты и т.д. В целом достаточно гибко можно было настроить относительно тех бизнес-целей, которые были. Из крупных компаний мы работали, наверное, почти со всем Tier 1 ретейлом России, за исключением X5, у них всегда все было In-house, свои данные и т.д. Соответственно, сейчас мы этот проект, на мой взгляд, достаточно успешно продали в Европу. Его купил немецкий аналог самоката. Я, наверное, пока всего там говорить не могу, потому что сделка очень-очень свежая. Тем не менее выйдут пресс-релиз, выйдут данные, там соответственно будет информация чуть побольше.

П: В момент выпуска ролика, надеюсь это уже будет, мы в комментариях сделаем ссылочку.

А: Да, я тоже на это надеюсь. Соответственно, это, наверное, основное, про команду ты спрашивал – у нас 10 человек было перед ковидом. Ковид, конечно, серьезно добавил приключений, команда сильно сократилась.

П: Перенастроились процессы все, наверное.

А: Там был даже момент, когда мы совсем останавливали деятельность, т.е. у нас был достаточно продолжительный период просто hold'a, потому что мы работали с офлайном, оффлайн не понимает, что происходит на рынке, мы тоже не понимаем, что происходит на рынке. Был достаточно болезненный процесс перестройки и процесс попыток продажи компании, в общем было много всего. К счастью. Ситуация нормализовалась в том или ином виде. Постепенно какая-то оффлайн жизнь возвращается к нам. Поэтому и я считаю из компании мы тоже вышли в очень удачный момент, учитывая текущую обстановку. В начале феврале мы подписали окончательно все бумаги. Я считаю, что нам в этом отношении тоже достаточно сильно повезло. Был новый проект, который мы запускали на Финляндию компанию NewWood. Она занималась, почему занималась я сейчас тоже скажу… История была в том, что это специальный софт, который анализирует то, как работает деревообрабатывающее предприятие…

П: Я правильно понимаю? Упор на цифровые решения.

А: Да, да, конечно.

П: Отлично, интересно.

А: Всегда всё было вокруг этого. Слушай, я тоже достаточно органически пришел к этому на самом деле. Мне кажется, я лет с 14 странными вещами вокруг занимался. Я учился в китайской школе, поэтому я успел и чай китайский повозить и достаточно успешно все время его продавать. Чего мы только не делали, но нашел свою нишу в IT.

П: То есть ты не боялся менять отрасли от торговли до IT отрасли.

А: Это всегда был вопрос просто интереса, т. е. мне кажется без интереса невозможно поменять. Почему я попробовал? Потому что у тебя есть какое-то первичное впечатление от того, что происходит в какой-то отрасли, неважно, в любом деле. Ты в него заходишь – начинаешь погружаться, либо этот интерес остается и тогда ты продолжаешь что-то делать, либо этот интерес теряется. Я рад, что успел достаточно много всего попробовать и где-то я понял, что это однозначно не мое, как например в рекламе, не смотря на то что у отца бизнес с рекламой связан, я достаточно долгое время был уверен, что буду заниматься именно этим, но 3 наверное или 4 месяца я поработал – понял что это вообще не мое, там происходит какой-то творческий хаос, которого я не понимаю.

П: То есть у тебя тоже родственники ближайшие, то есть семья у тебя предпринимателей, да?

А: Да, отец – предприниматель.

П: Он стал для тебя тоже определенным триггером развития в предпринимательстве, да?

А: Несомненно, несомненно, да. Мне всегда это было интересно, естественно я наблюдал за тем, как работает он, понятно с детства. Поэтому у меня был такой вот микс, т.е. мне была интересна реклама и был интерес бизнес в целом. В какой-то момент реклама ушла, остался только бизнес.

П: Слушай, а как ты совмещал это с учебой? Есть плохие блоггеры, которые говорят – бросайте учебу и идите в бизнес, это же неправильно. Как у тебя был баланс?

А: Баланс был сложный и с явным перекосом в бизнес, стоит честно сказать. Я учился в вышке на рекламе и связью с общественностью, но я не могу сказать, что это сложная программа, поэтому моего увлечения вполне хватало в то, чтобы закрывать то, что необходимо. С точки зрения баланса, мне кажется важно просто из всей той информации, которую дают тебе в университете вычленять что-то самое важное, какие-то основные моменты, основные темы, которые тебе могут помочь, потому что там контента много, далеко не весь он полезный. Плюс, почему я поддерживаю в целом обучение в ВУЗе, потому что это нетворкинг. У меня огромное количество друзей там, кто сейчас занимается бизнесом и даже с обоими партнерами, с кем мы начинали Loyalty мы познакомились в вышке, поэтому с этой точки зрения как минимум ВУЗ очень полезен.

П: Супер! Хорошо, к чему ты пришел, к новым проектам, соответственно новой реальности, диктует какие-то новые истории. Какие мысли у тебя, у твоих партнеров, какой следующий шаг делать? И это тоже в формате отчасти совета тем, кто раздумывает о предпринимательстве. Уже сложившийся предприниматель, как он думает сейчас, как ты думаешь сейчас, что делать?

А: Самый важный комментарий мне кажется, который нужно дать, он будет общий, но зато применим ко всем. Когда-то давно, когда мы только начинали пичить, один очень известный предприниматель Леша Моисенков, он создатель Призмы и еще ряда приложений, когда он слушал наш пич он сказал: почему сейчас? Вот это тезисный вопрос, почему твой продукт, проект, что бы ты ни делал актуален именно сейчас? Почему не год назад? Почему не через пять лет? Мне кажется, что все активности, которые у кого-либо возникают в голове, самое важное их пропускать именно через эту призму. То есть почему сейчас? Что мы видим конкретно в данный момент, да, уходит Instagram, уходит Facebook с рынка. Ушло в целом огромное количество сетей, производителей, whatever, очень много всего. На очень большое количество бизнесов сейчас будет очень понятный ответ, почему сейчас.

П: Стоит подумать, да

А: Потребитель никуда не делся ему все равно это нужно. Если мы говорим про какие-то экспортные вещи в целом на мировой рынок, я бы смотрел на те страны, которые опять же вызывают понятный ответ на вопрос "Почему сейчас?" Китай, не знаю, там все-таки и без нас хватает местных предпринимателей.

П: Тем не менее это один из ключевых партнеров России по международной торговле.

А: Да, это правда. В общем, пропуская через призму "Почему сейчас?" мне кажется можно очень легко найти ответ либо стоит этим сейчас заниматься, либо наоборот кажется, что можно подумать еще.

П: Слушай в формате простых советов каких-то что можно посоветовать именно от тебя, в твоем сформировавшемся бизнесе, глядя на бизнес, на людей, на ситуацию, на партнеров. С чего начать? Я, например молодой парень или девушка, мне интересно с чего начать. У меня нет, например в семье предпринимателей, с чего начать? Куда? Как?

А: С того, что интересно. Очень простой, но тем не менее мне кажется очень важный совет, потому что нужно понимать, что предпринимательство это 12,14,16 и дальше по потенциальному рабочему твоему времени в сутках. Если тебе не нравится, то чем ты занимаешься, то ты не сможешь так работать. Если ты не сможешь так работать, то тебя обойдет кто-то кому это нравится.

П: Кто сможет…

А: Да, и кто сможет так работать, вот и все. В целом выгорание это серьезная болезнь предпринимателей, а вот этот драйв, любовь к тому, что ты делаешь очень хорошо от нее спасает. Поэтому я бы начал просто с некой рефлексии того, что вообще глобально нравится делать. Это может быть достаточно абстрактная вещь там, не знаю, мне нравится кодить, окей, тоже на самом деле супервариант, потому что он уже дает определенный, знаешь такой ограничивающую линзу, через которую ты можешь смотреть на то, чем я вообще могу теперь заниматься. Дальше, второй вопрос "Почему сейчас?" и всё. Исходя из этого будет суперпонятно какие темы актуальны и близки тебе.

П: Хорошо, я ответил на первый вопрос, на второй вопрос и дальше у меня вопросы: где мне взять ресурс, связь, деньги, все что угодно, нематериальный актив, клиентов? Вот как ты на это ответишь?

А: Вопрос нетривиальный, он зависит от масштаба. Если ресурсов нет вообще – нет смысла пытаться построить завод. Будем честны, если у человека нет опыта в бизнесе, даже если ему дадут готовый завод, скорее всего этот завод прогорит. Поэтому нужно правильно оценивать ресурсы, которые есть сейчас на руках. Это может быть даже человеческий капитал в виде знакомых и т.д. Подумать о том, что ты можешь продать уже сейчас. В том же IT есть достаточно известный принцип fake it till you make it, т.е. можешь продавать даже сайт, который сейчас может на коленке сделать кто угодно, займет это дай бог несколько часов, если ты это никогда не делал. И все, попытаться привлечь на него какой-то вторичный трафик, на все это там 10-15 тысяч рублей уже будет достаточно, чтобы понять есть ли на это какой-то спрос. Если спрос есть, если у тебя пытаются купить что-то чего еще вообще не существует в нашей объективной реальности, то что ты просто сделал на коленке за эти самые несколько часов, супер, это отличный сигнал, по которому любой более-менее здравомыслящий инвестор будет готов дать деньги. Возможно сейчас опять же с этим будет сложнее, но мы говорим о самом старте, поэтому сейчас всем стоит придерживаться принципа такой минимизации кастов в любом случае, если раньше мы могли там в Venture позволить себе красивый офис и всякие шоколадки вокруг, сейчас стоит сконцентрироваться на том, что приносит выручку, что может ее принести.

П: Хорошо, вопрос. Есть две версии: нужен инвестор и вторая версия – развитие бизнеса вообще без инвестора, все мое ни с кем делиться не хочу. Как тут баланс, небаланс, потому что и та версия правильна и вторая версия правильна, как думаешь ты?

А: Мне кажется изначально неправильно мыслить, как "мне не нужен инвестор", потому что я хочу, чтобы все 100% было мое. Инвестор — это редкий мешок с деньгами и на самом деле плохо, когда это просто мешок с деньгами. Инвестор всегда это связи, это возможности, это выходы. Я могу это точно сказать по себе, потому что, например, компания немецкая, которая у нас сейчас купила, мы на них вышли, благодаря нашим инвесторам. Он нас изначально познакомил. Это более чем окупило все.

П: Конкретный кейс, почему это нужно.

А: Да, поэтому я бы не рассматривал инвесторов как какой-то негатив, что ты мол кому-то отдаешь и теперь это перестает быть твоим. Здесь скорее просто нужно сделать правильный фильтр людей. Если ты чувствуешь, что ты с этим человеком не можешь работать – не нужно. Если ты понимаешь какую пользу он принесет твоему делу, помимо денег, которые он может в него вложить, то отлично, этим нужно пользоваться.

П: Слушай, а как ты относишься к бизнес-объединениям, ассоциациям, клубам, все что угодно сейчас этого много есть. Действительно стоящие есть, наверное, скажем корректно, не очень стоящие. Как ты к этой теме относишься? И ты, наверное, в каком-то клубе состоишь?

А: Правильное замечание было про то, что как в любом деле есть хорошая сторона, есть плохая сторона. Здесь скорее хорошая ассоциация и плохие. Например, я состою в Вышинском бизнес-клубе достаточно давно уже уже получается года 2, 2,5, если не больше, конечно. Я считаю, что это очень полезная тема, потому что предприниматель это такой зачастую одиночка, даже если у тебя есть команда с которой ты работаешь, ты все равно не можешь вывалить на них все, потому что ты должен быть таким столпом, от которого идет энергия, от которого идет драйв, который заряжает всех вокруг и показывать то, что тебе плохо, тяжело, не хочется продолжать нельзя. В кругу таких же людей на самом деле ты можешь быть открытым и я считаю, что это самое важное, что можно подчерпнуть с точки зрения именно всяких бизнес клубов и т.д., это пункт номер 1. Пункт номер 2 с точки зрения нетворкинга и каких-то прям полезных контактов я могу сказать, что у меня такого кейса не было, но я знаю, что в том же Вышинском бизнес клубе ребята достаточно активно работают между собой, помогают друг другу по каким-то темам, если один лучше разбирается в этом, другой лучше разбирается в этом, происходит какая-то синергия, супер.

П: Обмен опытом и самоопыления, я так это называют.

А: Да, да, отличная метафора.

П: Давай финальные 3 совета молодым ребятам и девчонкам, кто хочет быть предпринимателем.

А: Не бояться пробовать, пункт номер 1 однозначно. Второе, в который раз за сегодняшнюю встречу повторю держать в голове ответ на вопрос "Почему сейчас?". 3 – искать нужных людей, в самом разном – и в команду, и в партнеры, и в целом в круг общения.

П: Супер! Спасибо тебе большое, подключайтесь к Акселератору молодых предпринимателей и запускаете новые проекты. До встречи!

А: Спасибо!